Версия для печати Версия для печати

Киселёв Александр Александрович

portret_kiseleva

Крамской И.Н. Портрет художника Киселёва

В конце XIX века важную роль в культурной жизни России играло Товарищество художников – передвижников, среди которых видное место занимал художник пейзажист Киселёв Александр Александрович. Перевозя свои картины из города в город по отдаленным от центра губерниям, не получая никакой финансовой выгоды, художники хотели пробудить интерес к искусству в самых широких слоях населения России. И это им удалось.Ареал выставочной деятельности Товарищества охватывал немалые территории и везде, куда бы не прибывали картины, даже в самые отдаленные города, они находили не только своих ценителей и поклонников, но и последователей.

Неизвестно, как сложилась бы судьба молодого сотрудника харьковского банка Александра Александровича Киселёва, если бы он не посетил передвижную выставку, приехавшую в его город. И появился бы в русской живописи такой оптимистичный и лиричный пейзажист со своеобразной манерой написания картин, сказать тоже сложно. Передвижная выставка в Харькове послужила своеобразным катализатором, подтолкнувшим Киселёва А.А. к окончательному выбору в своей судьбе, выбору пути профессионального художника. Творческая судьба А.А.Киселева складывалась непросто, путь художника к признанию был долог и труден.

Родился в А.А.Киселев 6 июня 1838 года в семье русского офицера в городе Свеаборге (Финляндия), где его отец проходил военную службу. Дед Киселёва был участником Отечественной войны 1812 года, отец – военным и у А.А.Киселёва, казалось, жизненный путь был определен – военная стезя. В 1852 году, в 14 лет, он поступил на обучение за казенный счет во 2-й Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

Однако во время обучения выяснилось, что у самого Киселёва нет тяги к армейской жизни, однако очень развито творческое начало. Он хорошо рисовал и увлекался стихосложением, поэтому после окончания кадетского корпуса приложил все силы для того, чтобы избежать военной службы и поступил в 1858 году в Петербургский университет на филологический факультет.

kiselev_zabitaya_melnica

Киселёв А.А. «Забытая мельница». 1891 г.

Обучение Киселёва А.А. в университете было весьма успешным (его стихи печатали в журналах), но недолгим, всего три года. В 1961 году за участие в студенческих волнениях будущий художник был отчислен из университета.

С осени 1861 года Киселёв был зачислен вольноприходящим слушателем Петербургской Академии художеств.  Во время обучения его работы были настолько хороши, что дали основание для перевода его в число учеников Академии. С 1862 г. по 1864 г. он проходил обучение в классах под руководством профессора С.М.Воробьева. За время обучения работы  молодого художника были отмечены в 1862 году малой серебряной медалью, а в 1863 г. большой серебряной медалью.

В 1865 году Киселёв А.А. вышел из Академии со званием классного художника 3 степени. Казалось бы, жизненный и творческий путь молодого человека определился – это занятие живописью. Тем более, что на Академической выставки его пейзаж «Вид из окрестностей Москвы» получил одобрение публики и о нем заговорили как о талантливом молодом пейзажисте. Но жизнь начинающего художника весьма тяжела – это постоянное безденежье на грани нищеты в ожидании хорошего заказа или покупки картины.

kiselev_osen_v_lesu

Киселёв А.А. «Осень в лесу».

В поисках новых тем для картин Киселёв со своим товарищем поехал в Харьков, где занимался живописью, осваивал иконопись, писал статьи в местные журналы, давал частные уроки рисования. Здесь же в Харькове он встретил свою любовь и женился на дочери профессора Протопопова.

И здесь его судьба делает крутой вираж. Понимая, что живописью семью не прокормить, Киселёв А.А. устраивается на работу в Харьковский Государственный банк. Увлечение живописью отошло на второй план, картины писались в свободное от работы время. Как сказали бы сегодня, это было «хобби» банковского клерка.

Шли годы, в семье было уже трое детей, когда в 1875 году в Харьков прибыли картины художников – передвижников. Посетив выставку, Киселёв вновь стал серьезно заниматься живописью. Одну из своих картин он послал на суд в Товарищество художников – передвижников и получил одобрение, а картина, пейзаж окрестностей Харькова, была принята к участию в передвижных выставках.

И вновь жизненный путь художника делает крутой поворот. После рекомендации Крамского заниматься только живописью, Киселёв решает вернуться в искусство. В 1876 году художник единогласно был принят членом Товарищества передвижников и стал постоянным участником передвижных выставок. В 1877 году Киселёв А.А. оставил работу в банке в Харькове и переехал с семьей в Москву.  Художник в душе и сердце Киселёва одержал победу.

Но, будучи человеком ответственным, понимая, как непросто отзовутся изменения на жизни его многочисленной семьи, Киселёв дал себе год. За этот год должно было решиться, то ли продолжать стезю художника, то ли вернуться к обыденной жизни банковского служащего. Семье приходилось нелегко.  Деньги, накопленные за время работы в банке, таяли на глазах.  Что бы обеспечить материальное благосостояние семьи, художник преподавал рисование в женской гимназии и давал частные уроки.

kiselev_krimskij_pejzasch_yalta

Киселёв А.А. Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876 г.

Преданность искусству и поддержка со стороны жены помогли преодолеть все  трудности. Художник приобрел популярность в обществе. Его светлые лиричные пейзажи подкупали своей простотой и естественностью, внутренней гармонией и  искренностью. Картины стали пользоваться спросом, раскупаться, поступали заказы на изображение дворянских усадеб и их окрестностей.

В 1890 году художник Киселёв Александр Александрович был удостоен звания академика, а с 1893 он стал действительным членом Академии художеств.

С 1893 года Киселёв стал возглавлять художественный отдел московского журнала «Артист»,  в котором публиковал свои критические статьи об искусстве и статьи, посвященные творчеству русских художников.

В 1895 – 1897 гг. Киселёв А.А. занимал должность инспектора Высшего художественного училища при Академии. Материальное положение семьи укрепилось, и Киселёвы переехали в столицу – Санкт-Петербург.

С  1897 года, после ухода из Академии профессора Куинджи, который ранее занимал  должность руководителя пейзажной мастерской,  Киселёв был  назначен на его место и возглавлял мастерскую до самой своей смерти. Талант педагога – Киселёва заключался в том, что учеников он мягко направлял в поисках своего стиля, считая себя не настолько великим художником, что бы обучать «своей школе» рисования. Сам Киселёв говорил: «Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже».

Как пейзажисту, Киселёву А.А. приходилось много ездить в поисках натуры. Художник часто бывал в Малороссии, жил с семьей на дачах в Подмосковье, выезжал за границу, объездил Крым и Кавказ. В начале XX века он приобрел участок на побережье Черного моря, где построил дачу с мастерской. Окружающая природа давала богатый материал для художника – море, горы, буйная и непривычная жителю средней полосы растительность. Киселёв был в восторге. В свойственной поэту манере он говорил: «Я видел море, очами жадными простор его измерил».  В творчестве художника начался Кавказский период. Он рисовал окрестности города Туапсе, и под южным горячим солнцем творчество художника приобрело новые краски.

Kiselev_Kadoshskie_skali

Киселёв А.А. «Прибрежные скалы. Мыс Кадош близ Туапсе» 1907 г.

Киселёв А.А. вел счетоводные книги Товарищества передвижников и делал это очень ответственно, аккуратно и совершенно безвозмездно, проводя за письменным столом целые вечера.

За письменным столом и настигла художника смерть. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа 20 января 1911 года.

После себя художник оставил более 800 художественных полотен, рецензии и критические статьи по искусству. Его картины покупали Петр Третьяков, великая княгиня Мария Федоровна и сам император Николай II.  Сегодня картины художника Киселёва А.А. находятся в музеях нашей страны и за рубежом, в частных коллекциях, привлекая к себе внимание зрителей академичной элегантной манерой исполнения и непреходящей любовью к многообразию природы.

Талант пейзажиста высоко оценил художник Репин И.Е. сказав, что Киселёв "с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности, и роскошный Кавказ, и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы".

kiselev_pamyatnik_tuapse

Памятник художнику Киселёву А.А. Туапсе

На главную

К списку статей

Добавь в закладки:

Запомнить эту страницу на Закладок.нет!

Похожие статьи по теме:

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте свои комментарии

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Copyright © excursovod-web.ru, 2012-2020 Все права защищены. Использование материалов разрешено с указанием активной ссылки на сайт "Виртуальный экскурсовод"