Версия для печати Версия для печати

Здание морского вокзала. Сочи

Центральное здание морвокзала

Трудно представить себе приморский город любой страны мира без набережной и без Морского вокзала. Город – курорт Сочи, расположенный на берегу Черного моря, не является исключением. Набережная города, протяженностью более 2 км, густо засаженная экзотическими деревьями и кустарниками, является украшением Сочи. Морской вокзал является не только украшением города, это – настоящая достопримечательность Сочи, визитная карточка города, памятник архитектуры и градостроительства периода социализма.

Действительно, до середины 50-х годов прошлого века в Сочи не было не только здания морского вокзала, не было морского порта. Хотя, начиная со времен основания форта Навагинского (будущего города Сочи) в 1828 году, связь с другими городами побережья осуществлялась большей частью  морским путем, строительство первых причалов началось только в 1872 году.

До этого же времени суда стояли или в устье реки Сочи или на рейде в море. Пассажиров и их багаж доставляли к судам лодками, с которых по трапам и веревочным лестницам пассажиры поднимались на борт судов. В плохую погоду высадку и посадку пассажиров,  погрузку – разгрузку багажа и грузов выполнять было невозможно.

Для более удобной посадки пассажиров и транспортировки грузов был сооружен деревянный причал. Особенностью конструкции этого причала было то, что причал был построен не на сваях. Это была мобильная конструкция на колесах, которую при усилении ветра и волнения на море вытаскивали на берег. Такая эвакуация причала позволяла избежать поломок и повреждений во время штормов.

Во второй половине XIX века на побережье Черного моря появились отделения агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), которые занимались морским перевозками и транспортировкой грузов. По инициативе этого Общества в Сочи был построен причал на сваях и первые портовые сооружения. Однако причальные сооружения, построенные в этот период, неоднократно разрушались во время штормов.

Строительство порта Сочи активно велось в 30-е годы прошлого столетия. Был построен волнолом длиной 600 метров, который гасил силу штормовых волн и защищал от разрушений причальные сооружения. Тогда же началось и строительство здания морского вокзала. Строительные работы были прерваны начавшейся 22 июня 1941 года войной.

После окончания войны в Сочи активно велось строительство новых санаториев и пансионатов. В 50-е годы  популярным становится отдых на Черноморском побережье. В этих условиях жизненно необходимо стало решение вопроса о реконструкции портовых сооружений и строительстве здания Морского вокзала для приема пассажиров.

Проектирование здания происходило в период послевоенного строительства, известного в истории архитектуры как период  советского монументального классицизма. Этот стиль характеризуется наличием  архитектурных элементов периода классицизма, общей торжественностью и устремленностью здания ввысь, присутствием множества скульптур, использованием в отделке и оформлении интерьеров мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины.

Здание морского вокзала Сочи, торжественное открытие которого состоялось 15 декабря 1955 года,  соответствует всем этим приметам стиля, который очень часто называли еще «сталинским ампиром».

Проектирование здания Морского вокзала  было поручено архитектурной мастерской под руководством действительного члена Академии архитектуры  академика К.С. Алабяна.

Здание, рожденное совместным трудом архитекторов и инженера А.Кузьмина, поражает своей легкостью и прозрачностью. Расположенное на самом берегу моря, оно органично вписано в береговой пейзаж и со стороны моря и со стороны города.

Морской вокзал. Галерея на 2 этаже

Это двухэтажное здание, общая длина которого 114 м.,  построено на сваях. Для прочности всего сооружения под его основание было введено 1000 свай.  К основному зданию примыкает Г-образная двухэтажная галерея. Анфилада бело-мраморных колонн, богато украшенных орнаментами, придает всему зданию строгий, но светлый и легкий облик.

Анфилада

В галерее, справа и слева от основного здания, находятся внутренние дворики, в центре которых стоят небольшие фонтаны. Чаши фонтанов напоминают по форме морские раковины. В правом дворике в чаше находится фигура мальчика с рыбой в руке, в левом дворике – фигура девочки, так же держащей в руке рыбу. Открытые площадки двориков проектировались с учетов климатических условий. На них располагались столики  кафе и ресторанов, посетители которых могли бы дышать морским воздухом и любоваться морским пейзажем.

Внутренний дворик. В центре фонтанчик

В центральном здании находился зал ожидания. Это просторный светлый зал, щедро украшенный лепниной и росписью, чугунным литьем и картинами, часами и цветной керамикой. Вестибюль перед входом в зал морского вокзала так же поражает богатством отделки: колонны украшены майоликой, а полы выложены цветной мозаикой.

Здании венчает  башня со шпилем из нержавеющей стали. Общая высота башни – 74 м, из них высота шпиля – 37,5 м.  На вершине шпиля первоначально находилась пятиконечная звезда диаметром 3 м., а сегодня укреплен орден Отечественной войны.

Башня состоит из трех ярусов. Каждый ярус украшен скульптурами. Все скульптуры в оформлении здания морского вокзала были выполнены в мастерской известного скульптора профессора В.И.Ингала.

Первый ярус находится на высоте 20 м. Четыре скульптуры, расположенные на нем, это пятиметровые возлежащие женский фигуры, которые олицетворяют времена года: весну, лето, осень, зиму.

Зима

Осень

Второй ярус находится на высоте 26 м. Расположенные на нем стоящие в рост мужские фигуры высотой около 3 м. символизируют стороны света: север, юг, восток, запад.

Восток

Север

Скульптуры третьего яруса башни морского вокзала на высоте 35 м. выполнены в классической традиции и представляют собой резвящихся дельфинов - обитателей Черного моря, которые окружают основание шпиля.

Завершает комплекс Морского вокзала расположенный через дорогу фонтан. В сквере, в котором разбиты розарии, растут пальмы и гималайские кедры, находится фонтан с 7-метровой чашей. В центре чаши женская фигура, олицетворяющая Навигацию. В одной руке у нее кораблик и лоция, а второй рукой она останавливает волнение моря, желая морякам счастливого плавания.

Фонтан "Навигация"

Сегодня Морской вокзал является памятником федерального значения. В его зале не шумят многочисленные туристы, отправляющиеся в морские путешествия. Но кипучая жизнь Сочинского вокзала навсегда запечатлена в многочисленных фильмах советского времени, среди которых самым известным и популярным является фильм режиссера Леонида Гайдая  «Бриллиантовая рука».

Именно здесь, у причала Морского вокзала в 1968 году снималась сцена прощания Семена Семеновича со своей семьей перед путешествием на борту морского пассажирского лайнера и последних напутствий контрабандиста Лелика Геше Козодоеву.

Семён Семёнович с семьей

Контрабандисты

Этот момент запечатлен в скульптурной бронзовой группе, установленной рядом с Морским вокзалом.  В 2010 году был открыт своеобразный памятник героям фильма. Авторами скульптур являются сочинцы  В. Звонов и А. Бугаев.  Хочется отметить, что скульптуры органично вписались в общую картину  прилежащей территории Морского вокзала и стали приятным и узнаваемым дополнением к общему облику города – курорта Сочи.

На главную

К списку статей

 

Добавь в закладки:

Запомнить эту страницу на Закладок.нет!

Похожие статьи по теме:

3 комментария to “Здание морского вокзала. Сочи”

  1. By Вера, 08.11.2012 @ 22:50

    Удивительные пассажиры замечены на Морском вокзале. Удивительные!

    В Томске замечен такой же удивительный писатель. Решил отдохнуть на площади.

  2. By Ирина, 23.08.2016 @ 14:55

    Здание очень красивое, без преувеличения- это один из шедевров русской архитектуры. Отношение к нему, у местных властей , к сожалению не по статусу.
    Да,» многочисленные туристы в залах не шумят» за то конщунственно алеет на фасаде исторического здания название какого-то бутика, торгующего завалящими шмотками по диким ценам. При чём надпись на английском языке — неуместно, нелепо, унизительно. А прекрасными сводами залов могут любоваться только арендаторы (или уже «хозяева» ) этого всенародного достояния.
    Просто необходимо вернуть городу-курорту эту жемчужину. Создать там музей города например. Зал прогулочного морского транспорта, где можно было бы купить билет на морскую экскурсию, приобрести билет на прогулку по морю на яхте, которые сейчас продаются стихийно.

  3. By Елена, 08.08.2017 @ 22:24

    Здание удивительно красивое. Жаль, что его используют для коммерческих целей. Оно бы больше подошло для музея истории города, ведь история этого здания очень интересная.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте свои комментарии

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Copyright © excursovod-web.ru 2012 Все права защищены

Использование материалов разрешено с указанием активной ссылки на сайт Виртуальный экскурсовод
Яндекс цитирования Топ100- Путеводители Участник ePochta Blog Rating