Геленджикский створный маяк
Во время прогулки по набережной Геленджика, среди многочисленных корпусов санаториев и пансионатов, особняков, утопающих в зелени садов и парков, вы не сразу определите в небольшом здании замысловатой архитектуры очень важное навигационное сооружение – Геленджикский створный маяк.
Если вы отдыхали в городе-курорте Геленджике, то наверняка, совершали морские экскурсии или на яхте, или на маленьком катере или на большом прогулочном судне. Особенно романтична вечерняя прогулка по Геленджикской бухте с выходом в открытое море, во время которой можно полюбоваться закатом и вечерним городом.
Кратковременные голубые сумерки над бухтой и городом внезапно сменяются пронзительной чернотой южной ночи. Она смягчается яркими жемчужинами горящих фонарей на набережной и переливающимися разноцветными огнями города. На фоне темных ночных гор Маркотхского хребта, яркие огни города выглядят празднично и немного волшебно.
И среди такого большого количества сверкающих и переливающихся огней не сразу можно заметить самые главные огни на берегу – огни, которые излучает Геленджикский створный маяк.
Без маяков невозможно представить себе существование и развитие приморских городов. Для моряков всех времен и стран огни маяка обозначают приближение долгожданного берега и служит ориентиром на пути домой.
Не является исключением и Геленджикский створный маяк, который расположен на набережной города и является достопримечательностью не только курортного Геленджика, но и всего Черноморского побережья Кавказа.
Когда судно проходит в районе Толстого мыса Геленджикской бухты, то моряки видят зеленый огонь маяка, а когда судно подходит ближе к берегу, то цвет маячного огня меняется на красный.
Разноцветные огни маяка служат не для красоты, они несут понятную для моряков смысловую нагрузку. Так, зеленый цвет маяка обозначает, что судно находится в правой от безопасного сектора области для приближающихся судов. Перемена цвета маяка на красный, обозначает, что судно оказалось в левой от безопасного сектора области для приближающихся судов. И надо быть очень опытным судоводителем, что бы удерживать судно на правильном курсе, ориентируясь на огни маяка, и без происшествий войти в бухту.
В чем же необычность створного маяка Геленджика, что сделало этот маяк достопримечательностью?
Во-первых, это самый старый береговой маяк на побережье Черного моря.
Во-вторых, это и сегодня действующий маяк.
В- третьих, этот маяк имеет необычную для маячных сооружений архитектуру.
Построен створный маяк в Геленджике был в 1897 году по проекту французского архитектора Жозефа Франсуа де Тонде.
Больше ста лет назад, город Геленджик еще не был курортным. Это был небольшой приморский городок, крупнейшим предприятием которого являлся цементный завод русско – французского акционерного общества. Расположен он был в те далекие времена там, где сегодня находятся корпуса пансионатов.
Именно для нужд этого завода и был построен маяк. У завода была небольшая пристань. К ней подходили суда, привозившие материалы, необходимые для работы завода и вывозившие цемент. Маяк был необходим, чтобы обеспечить безопасный проход судов в гавань.
Вот с тех давних пор и работает створный маяк Геленджика. Оборудование, установленное при строительстве, действует без поломок и по сегодняшний день. Однако, развитие техники не обошло маяк стороной. В 1927 году заменили старую керосиновую маячную лампу на современную электрическую. Однако, это и все изменения в оборудовании маяка более чем за 100 лет.
Внешний облик здания тоже практически не изменился. 18 августа 1897 году на берегу Геленджикской бухты появилось небольшое и оригинальное здание маяка, построенный в редком для навигационных сооружений стиле «Модерн».
Этот стиль был весьма популярен в конце XIX – начале XX веков при сооружении жилых домов, особняков и дач. Изысканность и легкость кажущихся простыми архитектурных форм зданий требовала внушительных финансовых затрат, поэтому обращение французского архитектора при проектировании здания маяка именно к этому стилю необычно и не находит объяснений.
Здание, в котором нарушены правила осевой симметрии архитектурных сооружений, состоит из нескольких небольших строений разных размеров и форм. Непривычно для маяка наличие на крыше башни указателя направлений сторон света, который очень органично вписывается в общий комплекс особняка. Эта четырехгранная башня высотой 13 метров была пристроена к двухэтажному жилому дому в 1906 году и не испортила первоначальный облик здания.
Декоративная отделка стен маяка выдержана в традиционном для навигационных сооружений красно-белом цвете. Это так называемая «дневная метка», которая визуально выделяет маяк на фоне окружающей среды. Эта красно-белая расцветка «дневной метки» усиливает неординарную архитектуру здания Геленджикского створного маяка и придает ему неповторимое очарование.
Сооружение здания маяка в стиле «Модерн» сделало его изюминкой Геленджика, как старого, так и современного города – курорта.
Однако рассказ о створном маяке Геленджика не будет полным, если не упомянуть о бронзовом маячном смотрителе. Он в любую погоду стоит на самом берегу моря, держа в руках керосиновый фонарь, который раньше использовали в маяках. У его ног верный друг и надежный помощник – пес, преданно смотрящий на своего хозяина.
Это единственная в России скульптура, установленная в 2011 году, своего рода памятник всем маячным смотрителям. Ведь до появления современного оборудования, в шторм и непогоду, поднимались они на башни маяков, чтобы поддержать огонь в лампе, чтобы он не погас, лишив моряков берегового ориентира.
Скульптура называется «Старый маячник», ее автором является скульптор Дмитрий Лындин.
Этот уголок набережной, где находится здание маяка и скульптура «Старый маячник» является украшением города и его настоящей достопримечательностью.