Версия для печати Версия для печати

Новороссийская бора (норд-ост). Век XX

Пароход "Камбрик", обледеневший и выброшенный на берег. Январь 1907 г.
Из фондов Новороссийского исторического музея-заповедника

Новый XX век, стал для Новороссийска периодом бурного промышленного роста. Город менялся на глазах. Не менялась  только бора. Она по-прежнему лавиной обрушивалась на город, принося с собой разрушения и трагедии.

Беспощадным оказался норд-ост 9 января 1907 г. При 25-градусном морозе и скорости ветра до 35 м/с, Цемесская бухта в портовой части замерзла так, что люди ходили через нее пешком и даже ездили по льду в экипажах. Это при том, что бухта считается незамерзающей. На фотографии начала 20 века видно, что маленькие фигурки людей стоят на льду недалеко от берега, на котором громоздятся обледеневшие лодки и яхты.

bora_07

Покрытая льдом бухта. Январь 1907 г.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

О боре 7 февраля 1911 г. городская газета «Черноморское побережье» писала: «…Греческий пароход «Александра Михалинос», вследствие разрыва морской цепи выброшен на берег у пристани Русского общества. У эстакады обнаружен пароход «Ловмур», вследствие лопнувшего «рыма», за который крепят канаты, корму парохода начало отбрасывать к берегу, а нос, будучи зашвартован, врезался в эстакадную пристань».

В 1912 году скорость ветра во время боры превысила 60 м/с. К этому времени в Новороссийске уже действовали три метеостанции, созданные специально для наблюдения за борой. Сотрудник одной из них, метеоролог Лютницкий  описывал разбушевавшуюся стихию: «...это было что-то чудовищное. Со здания Маркотхской метеорологической станции сорвало всю крышу с балками и стропилами и швырнуло вниз на сотню метров. Ветер выдавил окна вместе с внутренними ставнями».

По наблюдениям метеорологической станции в Новороссийске, находящейся      в      заведывании      известной     среди        метеорологов
А.П. Преображенской, в 1914 г. дней со скоростью ветра не менее 20 метров было всего 16, со скоростью не менее 19 метров – 60, из которых на норд-ост падает 43 дня. При этом сильно ветреных дней на летние месяцы приходится очень немного: май – 3 дня, июнь – 6 дней, июль – 2 дня, август – 4 дня и сентябрь – 3 дня. Причем в некоторые из этих дней дул  «моряк», т. е. юго-западный ветер.

Бора 1928 года вошла в «Энциклопедию чудес», которая была выпущена в 1967 году в Москве издательством «Знание». Такой высокой чести стихия была удостоена за то, что из-за давления ветра необычайной силы, огромное нефтехранилище, которое стояло на берегу, было смято, утратив свою округлую форму.

В это время небольшой рабочий поезд, следовавший из пригорода Новороссийска Мысхако в город, преодолел 12  километров пути за 5 часов. Состав, идущий против ветра, останавливался по дороге 6 раз, чтобы выработалось достаточно пара для дальнейшего движения.

Бору, чаще всего, описывают  те, кто пережил её на суше или в море.  Но в летописи боры есть свидетельство отважной летчицы Марины Расковой, которой довелось встретиться с борой в воздухе во время полета в 1933 году, когда она работала в Черноморской аэрографической экспедиции. В своих воспоминаниях «Записки штурмана» она так описывает эту встречу: «Летели спокойно, каждый делал свое дело. И вдруг около Новороссийска совершенно неожиданно машину швырнуло вниз. Я глянула на высотомер. В одно мгновение самолет потерял почти двести метров высоты. Ветер трепал и бросал из стороны в сторону наш корабль, который до сих пор казался таким мощным. Впервые в жизни я испытывала настоящую «болтанку».

А вот как описывает бору 1935 года в Новороссийске заведующий метеорологической станцией Ф. Тулин:  «20 ноября 1935 г. с 14 часов ветер (северо-восточный) усилился, давая опасные порывы – до 28-30 м/с. За время шторма температура воздуха упала с +11° до -8°, температура воды – с +15° до+5°.

Прошедший шторм причинил значительные убытки. В городе во многих местах были сорваны железные крыши, снесена черепица, повалены заборы, деревья, выбиты стекла, сорваны крыши с вагонов, опрокинуты вагоны с лесом, повалены телеграфные и телефонные столбы, развалены штабели экспортного леса. На цементных заводах раскиданы клепка и доски для бочонков, унесено значительное количество мелкого угля, остановлена работа на ломке и подаче камня для производства цемента. В порту приостановлены погрузочно-разгрузочные работы».

bora_38

Обледенелый дом на Набережной. Бора 1938 года.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

 В 1954 г. бора свирепствовала с 1 по 6 февраля. При сильном ураганном ветре наблюдалось выпадение снега. Днем 3 февраля в Анапе и Новороссийске началась метель. Температура воздуха упала до 15-17º мороза. В городе было объявлено штормовое предупреждение. Движение в городе было не возможно, прекратилось даже движение поездов к станции Новороссийск. Были отменены занятии в школах. На набережной фонарные столбы были покрыты льдом толщиной около 60 см. Люди могли передвигаться только группами, крепко взявшись за руки или привязавшись друг к другу. Цементные заводы остановились. Высота сугробов в районе Мефодиевки и восточной стороны бухты была 3-4 м.  Были человеческие жертвы.

В марте этого же года бора повторила свое нашествие,  превратив, как и в 1928 году, нефтяной резервуар в мятую консервную банку.

bora_54

Нефтяной резервуар, смятый во время боры. Март 1954 года.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

Бора в марте месяце 1954 года надолго запомнилась жителя Новороссийска. Ведь вновь замерзла, считающаяся незамерзающей, акватория Новороссийского порта.  Многие новороссийцы, работавшие на противоположном берегу бухты, на работу и с работы ходили по льду   замерзшей акватории.

bora_54 1

Замерзшая акватория Новороссийского порта. 1954 г.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

В 1969 г., 21 и 22 января район НовороссийскаГеленджика оказался центром столкновения мощных воздушных потоков. На город обрушился ураган. Скорость ветра достигала 45-46 м/с, ртутный столбик упал до 19° ниже нуля. Ураган нанес серьезный ущерб городскому хозяйству. На многих зданиях он сорвал или повредил кровлю, вывел из строя сотни электрических проводов, повалил десятки электроопор. В результате обрыва электролиний прекратилась работа некоторых котельных.

Трагедией закончилась бора 8 февраля 1976 г. В результате обморожения во время сильного ветра и резко понизившейся температуры, в Цемесской бухте затонули три научно-исследовательских судна:   «Академик Вавилов», «Адмирал Нахимов», «Профессор Арнольди». Погибли три человека.

Бора 19-22 сентября 1983 г. была вызвана двумя синоптическими объектами: антициклоном, распространившимся с северо-восточных районов нашей страны на восток Украины, и циклоном, сместившимся из Турции на юго-восток Черного моря. Максимальные порывы северо-восточного ветра достигали 28 м/с (20 сентября). Бора была «теплой»: температура воздуха ночью – 16 - 18° и днем 25-26°, так как преобладал вынос сухого тропического воздуха из восточных районов Малой Азии.

В 1993 г. норд-ост обрушился на город в начале ноября, буквально парализовав жизнь Новороссийска. 10 ноября норд-ост подул с утра. В полдень порывы ветра достигали 35 м/с. «Особенно трудно пришлось коммунальным службам города поддерживать тепло в домах, подавать воду, электроэнергию. То и дело из строя выходили котельные. Всю ночь действовал созданный при администрации штаб по устранению последствий урагана», - писала газета «Новороссийский рабочий». «Очень напряженной была обстановка в порту. Судно «Профессор Щеголев», принадлежащее С.-Петербургской морской академии, выброшено на мель в районе рыбозавода. На борту 24 члена экипажа. Все живы. Катамаран «Ирбис» с помощью буксира «Старательный» отшвартован от причала, штормует в море. У причала №18 работают три буксира, удерживая иностранное судно «Лотус». У пассажирского вокзала затонули суда на подводных крыльях».  12 ноября бора слегка утихла и все коммунальные службы города приступили к ликвидации последствий урагана. Но еще 13 и 14 ноября дул сильный порывистый ветер, и только 16 ноября утих.

В декабре 1997 года, почти, как и сто лет назад, под занавес не только года, но и столетия, новороссийская бора вновь продемонстрировала свой характер. Несмотря на то, что накануне урагана в администрацию Новороссийска поступила телеграмма из Гидрометцентра, в которой сообщалось, что 16-17 декабря в городе ожидаются экстремальные погодные условия, Новороссийск не смог противостоять стихии. Скорость ветра достигала 33 метров в секунду. Температура ночью опустилась до -12°. Бушевавшая сутки стихия нанесла городу ущерб около 60 млрд.рублей.

bora

Набережная после окончания боры

После окончания боры, город стал зализывать раны и готовиться к встрече Нового года. Бора 1997 года была последней не только в этом году, не только  в 20 столетии, но и последней в тысячелетии. Приближалось новое тысячелетие. Летопись Новороссийской боры продолжалась….

Автор: Евсеева Д.Л. - зав.отделом природы Новороссийского исторического музея - заповедника

На главную

К списку статей

Добавь в закладки:

Запомнить эту страницу на Закладок.нет!

Похожие статьи по теме:

1 Comment to “Новороссийская бора (норд-ост). Век XX”

  1. By Светлана, 24.10.2016 @ 17:14

    Спасибо за очень интересную и увлекательную статью,я долго искала информацию о боре и о замерзшей бухте и только ваша статья дала ответы на все мои вопросы!Еще раз спасибо))

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте свои комментарии

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Copyright © excursovod-web.ru, 2012-2020 Все права защищены. Использование материалов разрешено с указанием активной ссылки на сайт "Виртуальный экскурсовод"