Версия для печати Версия для печати

Новороссийская бора (норд-ост). Век XX

bora_07 1

Пароход "Камбрик", обледеневший и выброшенный на берег. Январь 1907 г.
Из фондов Новороссийского исторического музея-заповедника

Новый XX век, стал для Новороссийска периодом бурного промышленного роста. Город менялся на глазах. Не менялась  только бора. Она по-прежнему лавиной обрушивалась на город, принося с собой разрушения и трагедии.

Беспощадным оказался норд-ост 9 января 1907 г. При 25-градусном морозе и скорости ветра до 35 м/с, Цемесская бухта в портовой части замерзла так, что люди ходили через нее пешком и даже ездили по льду в экипажах. Это при том, что бухта считается незамерзающей. На фотографии начала 20 века видно, что маленькие фигурки людей стоят на льду недалеко от берега, на котором громоздятся обледеневшие лодки и яхты.

bora_07

Покрытая льдом бухта. Январь 1907 г.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

О боре 7 февраля 1911 г. городская газета «Черноморское побережье» писала: «…Греческий пароход «Александра Михалинос», вследствие разрыва морской цепи выброшен на берег у пристани Русского общества. У эстакады обнаружен пароход «Ловмур», вследствие лопнувшего «рыма», за который крепят канаты, корму парохода начало отбрасывать к берегу, а нос, будучи зашвартован, врезался в эстакадную пристань».

В 1912 году скорость ветра во время боры превысила 60 м/с. К этому времени в Новороссийске уже действовали три метеостанции, созданные специально для наблюдения за борой. Сотрудник одной из них, метеоролог Лютницкий  описывал разбушевавшуюся стихию: «...это было что-то чудовищное. Со здания Маркотхской метеорологической станции сорвало всю крышу с балками и стропилами и швырнуло вниз на сотню метров. Ветер выдавил окна вместе с внутренними ставнями».

По наблюдениям метеорологической станции в Новороссийске, находящейся      в      заведывании      известной     среди        метеорологов
А.П. Преображенской, в 1914 г. дней со скоростью ветра не менее 20 метров было всего 16, со скоростью не менее 19 метров – 60, из которых на норд-ост падает 43 дня. При этом сильно ветреных дней на летние месяцы приходится очень немного: май – 3 дня, июнь – 6 дней, июль – 2 дня, август – 4 дня и сентябрь – 3 дня. Причем в некоторые из этих дней дул  «моряк», т. е. юго-западный ветер.

Бора 1928 года вошла в «Энциклопедию чудес», которая была выпущена в 1967 году в Москве издательством «Знание». Такой высокой чести стихия была удостоена за то, что из-за давления ветра необычайной силы, огромное нефтехранилище, которое стояло на берегу, было смято, утратив свою округлую форму.

В это время небольшой рабочий поезд, следовавший из пригорода Новороссийска Мысхако в город, преодолел 12  километров пути за 5 часов. Состав, идущий против ветра, останавливался по дороге 6 раз, чтобы выработалось достаточно пара для дальнейшего движения.

Бору, чаще всего, описывают  те, кто пережил её на суше или в море.  Но в летописи боры есть свидетельство отважной летчицы Марины Расковой, которой довелось встретиться с борой в воздухе во время полета в 1933 году, когда она работала в Черноморской аэрографической экспедиции. В своих воспоминаниях «Записки штурмана» она так описывает эту встречу: «Летели спокойно, каждый делал свое дело. И вдруг около Новороссийска совершенно неожиданно машину швырнуло вниз. Я глянула на высотомер. В одно мгновение самолет потерял почти двести метров высоты. Ветер трепал и бросал из стороны в сторону наш корабль, который до сих пор казался таким мощным. Впервые в жизни я испытывала настоящую «болтанку».

А вот как описывает бору 1935 года в Новороссийске заведующий метеорологической станцией Ф. Тулин:  «20 ноября 1935 г. с 14 часов ветер (северо-восточный) усилился, давая опасные порывы – до 28-30 м/с. За время шторма температура воздуха упала с +11° до -8°, температура воды – с +15° до+5°.

Прошедший шторм причинил значительные убытки. В городе во многих местах были сорваны железные крыши, снесена черепица, повалены заборы, деревья, выбиты стекла, сорваны крыши с вагонов, опрокинуты вагоны с лесом, повалены телеграфные и телефонные столбы, развалены штабели экспортного леса. На цементных заводах раскиданы клепка и доски для бочонков, унесено значительное количество мелкого угля, остановлена работа на ломке и подаче камня для производства цемента. В порту приостановлены погрузочно-разгрузочные работы».

bora_38

Обледенелый дом на Набережной. Бора 1938 года.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

 В 1954 г. бора свирепствовала с 1 по 6 февраля. При сильном ураганном ветре наблюдалось выпадение снега. Днем 3 февраля в Анапе и Новороссийске началась метель. Температура воздуха упала до 15-17º мороза. В городе было объявлено штормовое предупреждение. Движение в городе было не возможно, прекратилось даже движение поездов к станции Новороссийск. Были отменены занятии в школах. На набережной фонарные столбы были покрыты льдом толщиной около 60 см. Люди могли передвигаться только группами, крепко взявшись за руки или привязавшись друг к другу. Цементные заводы остановились. Высота сугробов в районе Мефодиевки и восточной стороны бухты была 3-4 м.  Были человеческие жертвы.

В марте этого же года бора повторила свое нашествие,  превратив, как и в 1928 году, нефтяной резервуар в мятую консервную банку.

bora_54

Нефтяной резервуар, смятый во время боры. Март 1954 года.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

Бора в марте месяце 1954 года надолго запомнилась жителя Новороссийска. Ведь вновь замерзла, считающаяся незамерзающей, акватория Новороссийского порта.  Многие новороссийцы, работавшие на противоположном берегу бухты, на работу и с работы ходили по льду   замерзшей акватории.

bora_54 1

Замерзшая акватория Новороссийского порта. 1954 г.
Из фондов Новороссийского исторического музея - заповедника

В 1969 г., 21 и 22 января район НовороссийскаГеленджика оказался центром столкновения мощных воздушных потоков. На город обрушился ураган. Скорость ветра достигала 45-46 м/с, ртутный столбик упал до 19° ниже нуля. Ураган нанес серьезный ущерб городскому хозяйству. На многих зданиях он сорвал или повредил кровлю, вывел из строя сотни электрических проводов, повалил десятки электроопор. В результате обрыва электролиний прекратилась работа некоторых котельных.

Трагедией закончилась бора 8 февраля 1976 г. В результате обморожения во время сильного ветра и резко понизившейся температуры, в Цемесской бухте затонули три научно-исследовательских судна:   «Академик Вавилов», «Адмирал Нахимов», «Профессор Арнольди». Погибли три человека.

Бора 19-22 сентября 1983 г. была вызвана двумя синоптическими объектами: антициклоном, распространившимся с северо-восточных районов нашей страны на восток Украины, и циклоном, сместившимся из Турции на юго-восток Черного моря. Максимальные порывы северо-восточного ветра достигали 28 м/с (20 сентября). Бора была «теплой»: температура воздуха ночью – 16 - 18° и днем 25-26°, так как преобладал вынос сухого тропического воздуха из восточных районов Малой Азии.

В 1993 г. норд-ост обрушился на город в начале ноября, буквально парализовав жизнь Новороссийска. 10 ноября норд-ост подул с утра. В полдень порывы ветра достигали 35 м/с. «Особенно трудно пришлось коммунальным службам города поддерживать тепло в домах, подавать воду, электроэнергию. То и дело из строя выходили котельные. Всю ночь действовал созданный при администрации штаб по устранению последствий урагана», - писала газета «Новороссийский рабочий». «Очень напряженной была обстановка в порту. Судно «Профессор Щеголев», принадлежащее С.-Петербургской морской академии, выброшено на мель в районе рыбозавода. На борту 24 члена экипажа. Все живы. Катамаран «Ирбис» с помощью буксира «Старательный» отшвартован от причала, штормует в море. У причала №18 работают три буксира, удерживая иностранное судно «Лотус». У пассажирского вокзала затонули суда на подводных крыльях».  12 ноября бора слегка утихла и все коммунальные службы города приступили к ликвидации последствий урагана. Но еще 13 и 14 ноября дул сильный порывистый ветер, и только 16 ноября утих.

В декабре 1997 года, почти, как и сто лет назад, под занавес не только года, но и столетия, новороссийская бора вновь продемонстрировала свой характер. Несмотря на то, что накануне урагана в администрацию Новороссийска поступила телеграмма из Гидрометцентра, в которой сообщалось, что 16-17 декабря в городе ожидаются экстремальные погодные условия, Новороссийск не смог противостоять стихии. Скорость ветра достигала 33 метров в секунду. Температура ночью опустилась до -12°. Бушевавшая сутки стихия нанесла городу ущерб около 60 млрд.рублей.

bora

Набережная после окончания боры

После окончания боры, город стал зализывать раны и готовиться к встрече Нового года. Бора 1997 года была последней не только в этом году, не только  в 20 столетии, но и последней в тысячелетии. Приближалось новое тысячелетие. Летопись Новороссийской боры продолжалась….

Автор: Евсеева Д.Л. - зав.отделом природы Новороссийского исторического музея - заповедника

На главную

К списку статей

Добавь в закладки:

Запомнить эту страницу на Закладок.нет!

Похожие статьи по теме:

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте свои комментарии

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Copyright © excursovod-web.ru 2012 Все права защищены

Использование материалов разрешено с указанием активной ссылки на сайт Виртуальный экскурсовод
Яндекс цитирования Топ100- Путеводители Участник ePochta Blog Rating