Версия для печати Версия для печати

От чего зависит успех экскурсии

Отчего зависит успех экскурсии? Факторов много. Даже погода может внести существенный «вклад» в провал проводимой экскурсии. Но, конечно, решающий фактор любой экскурсии – это личность экскурсоводаЧасто говорят, что экскурсия – это спектакль одного актера. Если вам доводилось быть участником такого спектакля в роли зрителя, то есть экскурсанта, вы можете подтвердить правоту данного утверждения. И именно от экскурсовода, от этого единственного актера зависит успех или провал проводимого «спектакля».

Какими же качествами доложен обладать экскурсовод, чтобы экскурсанты  были очарованы его рассказом, чтобы экскурсия осталась в их памяти на долгие годы и в заключение маршрута они наградили своего экскурсовода словами благодарности и аплодисментами? Остановимся на некоторых из тех многочисленных достоинств, которыми должен обладать экскурсовод для успешного проведения экскурсии.

 1.  Экскурсовод должен быть хорошим психологом и уметь устанавливать психологический контакт с группой.

 Что такое «психологический контакт»? В учебниках по психологии психологический контакт определяется как образное выражение, которое обозначает установление взаимопонимания, доверия и желания двух или нескольких лиц  общаться друг с другом. Это форма взаимодействия людей, которые обмениваются информацией в какой-либо деятельности. Если людям интересно общаться между собой, если они готовы продолжать общение, можно говорить, что психологический контакт состоялся.

Основу для установления психологического контакта создают экскурсанты. Они приобрели путевки и тем самым проявили свою заинтересованность в общении. Им интересно увидеть и узнать что-то новое и тем самым они демонстрируют свое желание получать информацию.

Следующий шаг в установлении контакта за экскурсоводом. И здесь необходимо вспомнить прописную истину о первом впечатлении, которое формирует отношение к человеку. Первое впечатление складывается  за первые 10 – 15 секунд общения, зависит от нашего поведения и внешнего вида  и может определить по инерции все дальнейшее отношение к нам.

Представьте, какое первое впечатление может произвести экскурсовод,  который опаздывает и влетает в автобус, запыхавшись, с раскрасневшимся лицом и сбитой прической? О каком психологическом контакте и настрое может идти речь?

Экскурсовод должен приходить к месту сбора группы за 15 минут до начала экскурсии. Встречая экскурсантов, здороваясь с ними, экскурсовод тем самым демонстрирует уважение к участникам экскурсии и свою заинтересованность в общении с ними.

Внешний вид экскурсовода играет огромную роль в установлении первого впечатления. Трудно представить, чтобы небрежно одетый,  в несвежем костюме экскурсовод произведет приятное впечатление. Однако и слишком яркие краски, вычурность и экстравагантность одежды, экскурсоводу очков не прибавляет.

Отдельно стоит сказать об украшениях. В основном экскурсоводами работают женщины. Любовь к украшениям у женщин в крови. Но необходимо знать меру. Слишком большое количество колец, серег, браслетов, бус и ожерелий будут отвлекать от рассказа. Экскурсантки будут очень внимательно рассматривать украшения, а не экскурсионные объекты, а рассказ экскурсовода пролетит у них мимо ушей, потому что все мысли будут заняты размышлениями о несметных сокровищах экскурсовода.

Уверенный, спокойный экскурсовод, одетый аккуратно, но  не кричаще, с разумной долей украшений, доброжелательно встречающий экскурсантов на месте сбора группы гарантированно создаст положительное первое впечатление и основу для установления психологического контакта с группой.

 2. Экскурсовод должен быть прекрасным оратором.

Талант рассказчика экскурсанты определяют по первым словам экскурсовода. Поэтому большую роль в дальнейшем поддержании психологического контакта и настроя  играет вступительное слово экскурсовода.

Оно должно быть содержательным, ярким и эмоциональным. Ведь вступительное слово – это своего рода реклама всего маршрута. Прослушав его, экскурсанты должны утвердиться в правильности своего выбора и почувствовать эмоциональную заинтересованность экскурсовода в своей аудитории. Именно вступительное слово  зарождает интерес к дальнейшему рассказу экскурсовода. Профессионал своего дела никогда не сведет вступительное слово к простому перечислению достопримечательностей, которые увидит группа во время экскурсии.

Речь экскурсовода должна быть грамотной и литературной.  Рассказ - образным и красочным, содержать интересные сведения. В рассказе должны быть задействованы мимика и голос, который можно то повышать, то понижать почти до шепота, делая паузы и расставляя акценты. Тогда, рассказ экскурсовода, привлекая внимание экскурсантов, заставит их не просто воспринимать  информацию, а сопереживать и чувствовать, пропуская все услышанное сквозь душу и сердце.

 3. Экскурсовод должен принимать во внимание особенности состава группы.

Рассказ опытного экскурсовода – это модульная система, которая может изменяться в зависимости от состава группы. Одни и те же события и факты могут излагаться по-разному. Особенно ярко талант экскурсовода проявляется при работе с детскими группами.

Если взрослые могут удерживать свое внимание достаточно долго на интересном монологе экскурсовода, то дети этот же рассказ долго воспринимать не смогут в силу своей возрастной психологии. Поэтому рассказ для детей должен содержать в себе элементы диалога, игры. По ходу рассказа экскурсовод может задавать вопросы на проверку внимательности, загадывать загадки, проводить аналогии доступные и понятные детям. Излагать материал необходимо более простым языком, чем взрослым, избегая витиеватых фраз. И тогда непослушная и неспокойная детская аудитория превращается в очень заинтересованных и благодарных слушателей.

Устойчивый психологический и эмоциональный контакт экскурсовода с группой на протяжение всей экскурсии оставляют и у экскурсантов и у экскурсовода положительные чувства, удовлетворение от приятно и с пользой проведенного времени, радость от общения и гарантируют успех экскурсии.

На главную

К списку статей 

Добавь в закладки:

Запомнить эту страницу на Закладок.нет!

Похожие статьи по теме:

2 комментария to “От чего зависит успех экскурсии”

  1. By Марийка, 12.04.2012 @ 11:55

    После такой вдохновляющей статьи хочется непременно встретиться именно с таким вот экскурсоводом. По-моему, такие встречи — большая удача и незабываемые впечатления, дружеская атмосфера и большое удовольствие. 🙂

    • By admin, 12.04.2012 @ 15:39

      Спасибо за теплые слова. Приезжайте на экскурсию! 🙂

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте свои комментарии

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Copyright © excursovod-web.ru 2012 Все права защищены

Использование материалов разрешено с указанием активной ссылки на сайт Виртуальный экскурсовод
Яндекс цитирования Топ100- Путеводители Участник ePochta Blog Rating