Кносский дворец — легенды и реальность
Вначале была легенда… Легенда о страшном Лабиринте во дворце на острове Крит, в недрах которого обитало чудовище Минотавр, требующий человеческих жертв. Этот миф дошел до наших дней из преданий Древней Греции. Преданий, в которых боги, чудовища и мутанты живут рядом с людьми и взаимодействуют с ними. Преданий, которые берут свои истоки в настоящих исторических событиях и фактах. Так и миф о Лабиринте нашел свое подтверждение в ходе археологических раскопок в начале XX века. Именно тогда и был открыт миру знаменитый Кносский дворец на Крите.
Название дворцу дано по наименованию древнего города Кносса, который находится в 4 км. от северного побережья острова. Но часто этот дворец называют дворцом царя Миноса. И это название связано с греческими мифами и с образом верховного бога Зевса, сыном которого являлся царь Крита.
Легенда повествует, как однажды Зевс влюбился в златокудрую дочь богатого царя финикийского города Сидона. Звали красавицу Европа. Зевс принял облик быка и похитил Европу. Переплыв море, Зевс оказался на острове Крит, где и принял перед Европой свой божественный облик.
С тех пор Европа жила на Крите и родила Зевсу троих сыновей. Звали их Минос, Радаманф и Сарпедон. Впоследствии Европа стала женой царя острова Астериона, который воспитывал ее детей, будучи бездетным. Умирая, Астерион завещал правление на острове Миносу.
Во время исследования Кносского дворца, британский археолог Артур Эванс подыскивал название для новой археологической культуры, открытой на Крите. И назвал эту культуру по имени царя Крита Миноса «минойской». А народ, живший на острове в этот период, стали именовать «минойцами».
Ученые полагают, что впервые представители минойской культуры прибыли на остров около 7000 лет до н.э. Это был богатый и могущественный народ, судя по дворцам, которые они строили. А большое количество складских помещений и хранилищ, как в самом Кносском дворце, так и в округе, свидетельствует о важном месте в экономике минойцев торговли.
Кноский дворец – не единственное великолепное сооружение, созданное минойцами. Археологические исследования показали, что к концу 3 тысячелетия минойцы построили несколько дворцов. Все они погибли во время землетрясений. Впоследствии на старом фундаменте возводились новые постройки.
Наибольшего расцвета минойская цивилизация достигла около 2000 – 1800 гг. до н.э. К этому времени и относится сооружение Кносского дворца, который стал доказательством высокого уровня развития строительного, архитектурного, инженерного и художественного мастерства минойцев.
Это грандиозное для своего времени сооружение площадью около 16000 кв.м, состоит из комплекса комнат, покоев, купален, служебных помещений, системы лестниц, коридоров и переходов, соединяющих между собой разные части дворца.
Все помещения дворца (а их более 1300) несколько хаотично группируются вокруг центрального прямоугольной формы внутреннего двора. Из двора большое количество входов ведет во внутренние помещения, расположенные на разных уровнях. Сколько этажей во дворце сказать сложно, он построен в разных уровнях: от одноэтажных до 3 – 4-этажных помещений.
Создается впечатление, что все другие комнаты, залы, кладовые и прочие помещения пристраивали к центральному сооружению по мере необходимости. В отличие от архитектурных сооружений материковой Греции, которые строились в соответствии с законами симметрии и гармонии, Кносский дворец является примером асимметричной постройки, с нарушением всех законов гармонии. Он строился в течение нескольких столетий, переживая многочисленные перестройки и реконструкции.
Достаточно запутанный план дворца вполне объясняет, почему легенду о Минотавре, живущем в лабиринте, связывают именно с этим хаотично спланированным дворцом.
Согласно легенде, в глубине лабиринта комнат царь Минос скрывал от всех свою неверную жену. Она родила получеловека-полубыка, которого назвали Минотавр.
Минотавру раз в 7 лет приносилась жертва: по семь самых красивых молодых юношей и девушек из Афин. Эти жертвоприношения продолжались до тех пор, пока греческий герой Тесей не убил Минотавра. Выбраться обратно из лабиринта герою помогла путеводная нить, подаренная ему дочерью царя Ариадной.
Громадный и сложный комплекс Кносского дворца состоит из большого количества отдельных жилых и подсобных помещений, поражающих своей легкостью, красотой и завершенностью. И не только. Во дворце была сооружена продуманная система водоснабжения, канализации, освещения и кондиционирования воздуха.
Так как в комнатах дворца не существовало окон, то для освещения нижних помещений были созданы своеобразные «световые шахты». Свет через отверстия в потолке проходил через эти шахты до первого этажа. Кроме освещения дворца, световые шахты выполняли так же роль вентиляционной системы, обеспечивая естественную вентиляцию всех помещений.
Символом Кносского дворца стали черные и красные колонны, необычные по своей форме тем, что они широкие в верхней части и сужаются книзу. Такая форма колонн, окружающих световую шахту, галереи и террасы так же способствовала большему проникновению света во внутренние помещения.
Стены многих помещений были украшены искусными фресками ярких цветов. На одних фигуры статных юношей, которые занимаются различными видами спорта. Другие - с изображением цветов, деревьев, морских животных и птиц, геометрических орнаментов.
Наибольший интерес вызывают фрески с изображением изящных фигур минойских юношей и девушек, прыгающих через спину священного быка. Такой сюжет на Крите минойской эпохи встречается на керамике, на каменных барельефах, на печатях и среди изделий из бронзы и кости. Символическими рогами быка украшены даже стены дворца.
Но самым роскошным залом Кносского дворца является тронный зал. Это небольшое изысканное помещение, в котором одновременно могло находиться 15 – 20 человек. В нем и сегодня стоит трон с высокой спинкой, который стерегут расписные грифоны.
Минойская культура пришла в упадок в результате серии мощных извержений на острове Санторин примерно в 1700 году до н.э. тогда же был разрушен и царский дворец. Он оказался скрыт от человечества на многие века под толстым слоем земли, пока в 1894 году на остров Крит не прибыл сэр Артур Джон Эванс.
Он родился в богатой семье, получил блестящее образование и увлекался историй и археологией. Тогда он еще не был рыцарем и при упоминании его имени не употребляли слово «сэр». Артур Эванс после окончания Оксфордского университета работал хранителем в Эшмолинском музее Оксфорда. Он увлекся изучением древнегреческой цивилизации и в его руки попали артефакты, исследование которых привело его на остров Крит.
Путешествуя по Криту, Эванс оказался на холме Кефала в Кноссе. Этот холм не давал ему покоя. Чутье талантливого исследователя говорило Эвансу, что холм может таить под многометровым слоем земли нечто интересное.
В 1899 году Эванс купил на холме участок для проведения археологических раскопок. Результаты оказались потрясающими. Уже через год стало ясно, что Эванс откопал не просто дворец, он открыл миру новую культуру, одну из древнейших цивилизаций мира. Раскопки продолжались до 1932 года. В 1941 году сэр Артур Джон Эванс скончался в возрасте 90 лет, 50 из них посвятив изучению открытой им минойской цивилизации.
В 1911 году королева Великобритании за заслуги Эванса в археологии посвятила его в рыцари. На территории дворца в Кноссе стоит памятник его исследователю сэру Артуру Джон Эвансу. Но лучшим и вечным памятником археологу является сам комплекс Кносского дворца.
By Olga, 28.01.2013 @ 14:04
Люблю мифы Древней Греции ещё со школьной скамьи, понравился рассказ о Крите.